В Год театра в России мы продолжаем проект Центра "Курские имена на театральной карте России".

Сегодня речь пойдет о человеке, который внес неоценимый вклад в развитие курского театра, а именно об известном режиссере Александре Игнатьевиче Канине. Родился в Саратове в 1877 г. В 1904 году окончил школу при МХТ, где учился у В. И. Немировича-Данченко. Свою карьеру начинал как актер. Пробовать в режиссуре стал во время совместной с работы с самим В. Э. Мейерхольдом в Тифлисе. С 1908 по 1917 год работал в провинциальных театрах в Воронеже, Ростове-на-Дону, Таганроге, Самаре, Казани, Оренбурге, Иркутске, Одессе, Астрахани. С февраля 1917 года Александр Игнатьевич жил и работал в Саратове, а в 1920 году при Саратовском драматическом театре организовал молодёжную труппу, с которой поставил пьесу «Зори» Верхарна и другие спектакли. Канин был художественным руководителем многих театров по всей стране, в том числе и в Курске. Период его творческой деятельности в нашем городе длится с 1934 по 1941 гг. В Курском драматическом театре Александр Игнатьевич поставил более 70 спектаклей, среди которых «Мы будем жить!» (1934), «Любовь Яровая» (1935), «На дне» (1937), «Анна Каренина» (1936). В 1936 году Канин создал при Курском театре первую театральную студию, которой вскоре было присвоено его имя. В 1937 году отмечалось 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина. А. Канин поставил программу театрализованного торжественного вечера из произведений Пушкина. Вскоре театру было присвоено имя А.С. Пушкина (1937). А в 1938 г. театральный коллектив выезжал с творческим отчетом в Москву, где деятельности театра была дана высокая оценка. А в средствах советской печати Курский драматический театр был назван одним из лучших театров страны. С 1948 года Александр Игнатьевич работал главным режиссёром Рязанского театра. Вошёл в историю отечественного театра как постановщик драматургии М. Горького (поставил почти все его пьесы, исполняя в них часто главные роли). Сам Канин говорил об этом следующее: «Я принадлежу к числу режиссеров, которые всегда боролись против вредных тенденций о несценичности Горького. Для меня в постановке горьковских пьес самое главное – это подлинность Горького, абсолютная сохранность текста и концентрация внимания на социально-психологическом вскрытии образов». В 1951 г. даже получил Сталинскую премию за постановку и исполнение роли Василия Васильевича Бессеменова в спектакле «Мещане» М. Горького, на сцене Рязанского драматического театра. Помимо Сталинской премии также удостоен и звания Заслуженного артиста РСФСР (1926). Знаменитого режиссера не стало 3 ноября 1953 года. Его жизни и творчеству посвящена книга Л. Ходорковской и А. Клинчина под названием «Путь режиссера А. И. Канин 1877-1953».