Мы продолжаем наш проект "Жизнь знаменитых курян" и предлагаем вашему вниманию краеведческую зарисовку о Евгении Евгеньевиче Лансере.

4 сентября 2020 года исполняется 145 лет со дня рождения Лансере Евгения Евгеньевича (1875-1946), художника, живописца, графика и педагога, уроженца села Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне Белгородская область). Академик живописи (1912), действительный член Академии Художеств (1915), профессор Тбилисской Академии Художеств (1922). Народный художник РСФСР (1945). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственной премии СССР (1943), Народный художник РСФСР (1945).
Лансере рос в творческой среде (его отец, Е.А. Лансере, был скульптором, дядя, А.Н. Бенуа, живописцем).
Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Я.Ф. Ционглинского и Э.К. Липгардта, позднее, в 1895–1897 годах, учился в академии Коларосси и студии Жюлиана в Париже. Начало творческой деятельности мастера связано прежде всего с графикой. Лансере входил в число главных оформителей журнала «Мир искусства».
В первую очередь Лансере прославился как книжный график. Его работа в этой области началась с оформления книги Е. Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб, 1899). Художник берется за выполнение своего первого крупного заказа в 1898 г., посетив перед этим Бретань.
Первым среди русских художников Евгений Лансере стал выполнять постраничный макет оформления книги, создавая стройную гармонию графических элементов. Это нововведение вошло впоследствии в практику всех мастеров книжной графики.
Будучи художником с глубоко развитым нравственным чувством, Лансере уже в молодые годы сформулировал требование к себе как художнику, своего рода нравственную заповедь, которой остался верен всегда: "Я раньше всего хочу правды, какова бы она ни была". Постоянное стремление к правде и неизменная черта цельного, привлекательного творческого облика Лансере. Все это определило путь художника, ясный и достойный, проникнутый идеей служения народу.
Важным этапом на творческом пути художника была длительная (с 1904 по 1912 г.) работа над оформлением книги А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». Для «Царского Села» (книгу оформлял целый ряд художников) Лансере создал несколько заставок-иллюстраций с развитым сюжетным началом.
В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном И.Э. Грабарем. «Современное искусство» представляло собой своеобразную выставку, на которой демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.
Вторая половина 30-х годов - художник (ему уже за шестьдесят) не знает усталости. Лансере работает на большом, счастливом подъеме, в полную силу опыта и мастерства. Романтически приподнятое мироощущение художника воплощается в новых и новых работах.
Им созданы эскизы мозаичных панно для станции метро "Комсомольская", он готовит эскизы росписи для здания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина, он задумывает живописное панно для вестибюля Казанского вокзала. Война помешала осуществлению замыслов, оборвала начатые дела.
Лансере написал Серию картин "Трофеи русского оружия", ставшей свидетельством высокого патриотизма художника. Осенью 1942 года она была экспонирована на выставке "Великая Отечественная война".
В 1944 году он оформил книгу А.В. Щусева "Проект восстановления города Истры"; город лежал в развалинах, а художник, как и архитектор, мысленно видел восстановленные дома, новые величественные здания.
Весной 1945 года художник возобновил работу по росписи вестибюля Казанского вокзала. Ему не суждено было довести ее до конца - осенью 1946 года Евгений Евгеньевич Лансере умер.
В Курской государственной картинной галерее имени А.А. Дейнеки хранятся две работы Лансере: рисунок пером «ОСВОД» и офорт «Босфор».

#День_в_день_ЦентрКурск #ЖизньЗнаменитыхкурян