ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ ЗНАМЕНИТЫХ КУРЯН"
Он родился в 1905 году в деревне Лески Тимского уезда Курской губернии. С детского возраста, едва научившись писать и читать, приобрёл привычку записывать всё, что видел и слышал вокруг, в специальную тетрадку, которую всегда носил с собой. Он вёл дневник на протяжении всей жизни, не переставая делать записи даже во время войны.
Николай Никифорович как боевой офицер принимал участие в Великой Отечественной войне с самого её начала. Закончил боевые действия в составе 107 гвардейской воздушной десантной дивизии в Румынии.
Ещё до войны Н.Н. Белых работал учителем в Старом Осколе, который тогда входил в состав Курской области. Уволившись в 1947 году с военной службы, вернулся в город и стал краеведом и писателем.
На основании своих дневников, архивных материалов, записей опросов старожилов и участников соответствующих событий Николай Никифорович создал роман «Перекресток дорог» в 9-ти книгах (о событиях и людях с начала 1900-х по 1957 год), краеведческий труд «Частичка родины» (об истории города Старого Оскола и края), ряд повестей и рассказов о событиях довоенного, военного и послевоенного времени (начал публиковаться отдельными главами еще в середине 1930-х годов). Кроме того, материалы из фронтовых дневников послужили основой сборника очерков «Война. Фронтовые записки».
Н.Н. Белых сотрудничал с газетой «Красное утро» и другими курскими и белгородскими периодическими изданиями.
Девиз писателя: «Жизнь должна быть показана такой, какой она действительно была».
Николай Никифорович ушёл из жизни в 1997 году. После себя он оставил часть своего архива, в том числе машинописные рукописи всех своих произведений. Его старший сын, Евгений Николаевич Белых, сохранил их и выложил в Интернет. Материалы находятся в свободном доступе на сайте Проза.ру.
#ЖизньЗнаменитыхКурян #День_в_день_ЦентрКурск

"ПЛОЩАДИ КУРСКА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ"
Сегодня мы предлагаем погулять по ПРИВОКЗАЛЬНОЙ площади нашего города.
Это самая большая площадь в Курске, ее размер - 36 тысяч кв. метров. На нее выходят улицы Интернациональная, Вокзальная, Бутко. Здесь расположены вокзал станции Курск, стоянки городского пассажирского транспорта, автостанция.
История площади начинается 19 сентября 1868 года, когда первый пассажирский поезд отправился из Курска в Москву. Железнодорожная станция была построена в 1868-1870 годах на восточной окраине Ямской слободы. В августе 1869 года было закончено строительство здания Ямского пассажирского вокзала (архитектор Э.К. Левенштерн). К нему вела шоссейная дорога, соединяющая железнодорожную станцию и Ямскую слободу с городом. Подходя к вокзалу, эта дорога образовала перед ним небольшое пространство, ставшее центром новой оживленной части слободы. Сюда стекались извозчики, здесь возникла шумная торговля, было много лавочек и лабазов.
На плане города Курска, составленном землемером Д.М. Антоновым и изданном в 1904 году, в самом начале Шоссейной улицы у железнодорожного вокзала крестиком отмечена часовня. Она была сооружена в 1890 году Ямским обществом в память избавления Императора Александра III и его семьи от смерти при крушении железнодорожного поезда около станции Борки. Часовня, построенная в псевдорусском стиле, была пятиглавой и очень нарядной. Кирпичную кладку украшали кокошники и пояски. Сама же площадь на карте обозначена не была.
12 июля 1935 года открылось трамвайное движение от Московских ворот до железнодорожного вокзала станции Курск, и до переноса трамвайных путей с улицы Интернациональной, на площади размещалось трамвайное кольцо.
Железнодорожная станция, площадь и все постройки во время Великой Отечественной войны были сильно разрушены, поэтому с осени 1943 года по весну 1950 года обслуживание пассажиров осуществлялось на временном вокзале. Старый был полностью разрушен немецкой авиацией весной - летом 1943 года. В 1946 году восстановили лишь его южное крыло – эта часть вокзала стоит сейчас среди железнодорожных путей станции.
31 января 1946 года СНК РСФСР был утвержден первый послевоенный генеральный план города Курска, который предусматривал восстановление разрушенного железнодорожного узла с возведением нового здания вокзала и организацией перед ним Привокзальной площади.
Победителем конкурса стал ленинградский архитектор И. Г. Явейн. Новый железнодорожный вокзал в нашем городе открылся в августе 1952 года. Архитектор И. Г. Явейн представил здание вокзала как монументальный памятник, напоминающий всем приезжающим о сражениях на Курской дуге.
Игорь Георгиевич считал здание новых «ворот Курска» самым выдающимся из своих проектов. Барельефы и купола придавали зданию величественность храма. А вот предложенный архитектором бирюзовый цвет руководство страны не устроил. Существует даже легенда, что сам Сталин решил, как будет покрашен наш вокзал. Сталин после войны был председателем Совета министров СССР и он лично утверждал все значимые проекты, и на нашем он написал такую резолюцию: «Покрасить вокзал в тёмно-красный цвет – цвет запёкшейся крови».
Здание вокзала имеет 4 этажа с цокольным этажом. Габариты составляют 107 метров в длину и 35 метров в ширину. Он привязан к оси улицы Интернациональной и прорезан как со стороны города, так и со стороны путей рустованным арочным порталом, к которому со стороны площади ведет широкая парадная лестница, по обеим сторонам от которой входы в цокольный этаж здания. На стенах здания, обращённых к перронам, установлены мемориальные доски, посвященные военным и трудовым подвигам курских железнодорожников.
Мемориальную стилистику дополняют 48 фигурных горельефа, расположенных с обеих сторон порталов центрального объема по углам, изображающих работников труда (рабочих, колхозников, ученых) и защитников Родины. На углах здания расположены картуши со словами: «Слава героям Великой Отечественной войны» и «Слава героям труда». С 1979 года здание вокзала станции Курск является памятником архитектуры местного значения и занимает центральное место на Привокзальной площади.
Вслед за вокзалом на площади, названной Привокзальной, в 1955 году было построено трехэтажное здание Кировского райкома КПСС. Сейчас в нем располагается детский сад № 1.
В 1954-1955 годах на северной стороне площади построили четырехэтажный жилой дом по проекту архитекторов Д.И. Гаркуши и А.Н. Иванова. Позже на южной стороне возвели дом по проекту этих архитекторов.
В 1975 году в западной части площади был выстроен девятиэтажный жилой дом, созданный архитектором В.П. Семенихиным. На нем, выходя из вокзала, мы видим макет ордена Отечественной войны I степени, которым город Курск был награжден в 1980 году.
В 1967 году в честь юбилея Октябрьской революции площадь переименовали в Октябрьскую. В ее центре планировали поставить памятник железнодорожникам, проявившим мужество во время боев на Курской дуге.
24 июля 1993 года площадь вернула себе прежнее название «Привокзальная».
В декабре 2015 года на западной стороне площади появилась новая автостанция.
Привокзальная площадь – это не только транспортный узел, но и въездные ворота для всех, кто приезжает в наш город железнодорожным транспортом и начинает знакомство с Курском.
#ПлощадиКурска_прошлое_и_настоящее
ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ ЗНАМЕНИТЫХ КУРЯН"
Он родился 21 ноября 1935 года на хуторе Луг в Пристенском районе Курской области.
После окончания в 1960 году Курского медицинского института работал в сельской больнице. Затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и многие годы преподавал в мединституте.
Сочинять наш земляк пробовал еще в детстве. Он вспоминал: «Школьником, студентом писал стихи, но в стихоплетстве разочаровался, видимо, потому, что ни одного стихотворения не довел до готовности, не испытал успеха. С начальных прозаических попыток я оказался под пристальным отеческим вниманием Е.И. Носова, и это определило мою судьбу».
Михаил Еськов - автор множества замечательных произведений: «Дорога к дому» (1979), «Старая яблоня с осколком» (1982), «Черная рубаха»(1991), «Торф» (1985), «Серебряный день» (1980), «Сопутствующий диагноз» (1991) и «Сеанс гипноза» (1991) - все они в какой-то мере автобиографичны, в них есть чувство родной земли, ответственности перед людьми.
С 1979 года Михаил Николаевич является членом союза писателей России. Печатался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Смена» и других.
В 2011 году он был удостоен Шукшинской литературной премии. Лауреат губернаторской премии им. Е.Н. Носова и премии «Императорская культура». В 2013 году был признан лучшим прозаиком России.
*По материалам Курской областной библиотеки им. Н.Н. Асеева.
#ЖизньЗнаменитыхКурян #День_в_день_ЦентрКурск

ПРОЕКТ "ЖИЗНЬ ЗНАМЕНИТЫХ КУРЯН"
21 ноября исполняется 115 лет со дня рождения Заслуженной артистки России Фридерики Ермолаевны Горской.
Она родилась 21 ноября 1905 года.
С 1943 по 1973 гг. служила в Курском драматическом театре имени А.С. Пушкина.
Воплотила на сцене около ста разноплановых образов:
Анжела в «Даме-невидимке» Лопе де Вега;
Купавина в спектакле «Волки и овцы» А. Островского;
Раневская в «Вишневом саде» А. Чехова;
Леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера;
Акулина Ивановна в «Мещанах» М. Горького;
Бабушка в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касона;
Тетя Тони в «Проснись и пой»
и многие другие...
Её комические, трагические и драматические роли пользовались огромной любовью зрительской аудитории.
Актрисы не стало в 1985 году.
Фридерика Ермолаевна Горская – одна из самых любимых и знаменитых актрис Курского театра.
#ЖизньЗнаменитыхКурян #День_в_день_ЦентрКурск
Сегодня наш рассказ о Енине Никифоре Петровиче
Никифор Петрович начал войну с июля 1941 года. Он служил в должности заместителя командира батальона 132-ой стрелковой Бахмачско-Варшавской дважды Краснознамённой ордена Суворова дивизии. В 1943 году под Мосечем был контужен. После лечения в госпитале Н.П. Енин был направлен в 65-ю армию 2-го Белорусского фронта.
В 1944 году заместитель командира 9-ой танковой дивизии Енин участвовал в освобождении Белоруссии и Польши. Войну закончил в Германии в звании майора.
Н.П. Енин был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями «За Победу над Германией», «За освобождение Варшавы» и другими.
#ГодПамяти_и_Славы_ЦентрКурск